МКДО
Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) Российской Федерации
Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.
Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.
Цель МКДО
МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.
МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.
МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.
Задачи МКДО
МКДО призван решить следующие задачи:
· определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;
· определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;
· обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование базы надежных данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;
· обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и образовательной деятельности, в качестве основы для развития дошкольного образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;
· обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.
ü Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020].
ü Конвенция о правах ребенка [принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989].
ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023).
ü Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022).
ü Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028.
ü Другие нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования РФ, а также деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Принципы МКДО
- Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
- Ориентация на поддержку разнообразия детства.
- Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
- Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
- Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
- Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
- Ориентация на непрерывное совершенствование.
- Ориентация на открытость и консенсус.
Объекты МКДО
· группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
· организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
· система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;
· система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
· система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.
Области качества МКДО
- Образовательные ориентиры.
- Образовательная программа.
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательный процесс.
- Образовательные условия.
- Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- Взаимодействие с родителями.
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
- Управление и развитие.
Уровень 2.Показатели качества МКДО для ДОО в целом (дополнительные показатели)
Область качества | Показатели качества |
1. Образовательные ориентиры | 1.3. Ориентиры образовательной деятельности ДОО |
1.4. Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО | |
5. Образовательные условия | 5.4. Кадровые условия в ДОО |
5.4.1. Кадровое обеспечение. Квалификация педагогических работников ДОО | |
5.4.2. Организация профессионального развития педагогических работников ДОО | |
5.4.3. Совершенствование педагогической работы. Предоставление обратной связи, консультационное и учебно-методическое сопровождение | |
5.4.4. Кадровое обеспечение реализации административных, учебно- вспомогательных и хозяйственно-обслуживающих функций в ДОО | |
5.5. Материально-техническое обеспечение | |
5.5.1. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная всем воспитанникам ДОО (без учета выделенных групповых пространств) | |
5.5.2. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная работникам ДОО | |
5.6. Информационное обеспечение ДОО | |
5.6.1. Учебно-методическое обеспечение ДОО 5.6.2.Методическое обеспечение воспитательного процесса | |
5.6.3. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями в ДОО | |
5.6.4. Информационные технологии в ДОО | |
5.7. Финансовые условия | |
5.7.1. Финансирование реализации образовательных программ ДОО | |
5.7.2. Финансирование услуг по присмотру и уходу | |
6. Условия получения дошкольного образования лицами с особыми образовательными потребностями 7. Взаимодействие с родителями | 6.7. Доступность услуг для инвалидов 6.8. Консультационная и информационно-просветительская работа в ДОО 7.4.Участие родителей в образовательной деятельности 7.5.Удовлетворенность родителей |
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход | 8.1. Здоровье и повседневный уход |
8.1.8. Организация медицинского сопровождения в ДОО | |
8.1.9. Хозяйственно-бытовое обслуживание в ДОО | |
8.2. Безопасность | |
8.2.4. Безопасность внутреннего помещения ДОО (внегруппового) | |
8.2.5. Безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе | |
8.2.6. Регулярные действия по обеспечению безопасности в ДОО | |
8.2.7. Контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями | |
9. Управление и развитие | 9.4. Документирование образовательной деятельности ДОО |
9.5. Управление организационными процессами ДОО | |
9.6. Управление качеством дошкольного образования в ДОО | |
9.7. Управление персоналом ДОО | |
9.8. Программа развития ДОО 9.9. Организация взаимодействия с партнерами ДОО | |
10. Реализация регионального компонента дошкольного образования | Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования |
Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО
Шкалы 0 - 1
Область качества | Показатели качества |
1. Образовательные ориентиры | 1.1. Ориентиры образовательной деятельности |
1.2. Понимание ребенка 1.3.Индивидуальное развитие детей | |
2. Образовательная программа | 2.1. Образовательная программа ДО (включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы) |
2.2. Адаптированная образовательная программа ДО для детей с ОВЗ | |
3. Содержание образовательной деятельности | 3.1. Социально-коммуникативное развитие |
3.1.1. Эмоциональное развитие | |
3.1.2. Развитие саморегуляции и самостоятельности | |
3.1.3. Духовно-нравственное воспитание | |
3.1.4. Формирование основ гражданственности ипатриотизма 3.1.6. Социальное развитие (общение, совместная деятельность и сотрудничество). 3.1.7.Формирование основ социальной навигации и безопасного поведения | |
3.2. Познавательное развитие | |
3.2.1. Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности | |
3.2.2. Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира | |
3.2.3. Развитие воображения и творческой активности | |
3.2.4. Формирование математических представлений | |
3.2.5. Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии, цифровые средства познания мира. 3.2.6. Формирование представлений об окружающем мире: социальное окружение, культура, история, традиции и ценности | |
3.3. Речевое развитие | |
3.3.1. Развитие звуковой культуры речи (восприятие и воспроизведение речевых звуков) | |
3.3.2. Обогащение словарного запаса | |
3.3.3. Развитие грамматически правильной и связной речи | |
3.3.4. Развитие культуры устной речи и речевая активность | |
3.3.5. Освоение письменной речи (подготовка к обучению грамоте) | |
3.3.6. Знакомство с художественной, познавательной литературой и фольклором | |
3.3.7. Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде | |
3.4. Художественно-эстетическое развитие | |
3.4.1. Эстетическое воспитание | |
3.4.2. Формирование представлений об искусстве | |
3.4.3. Изобразительная деятельность | |
3.4.4. Музыкальная деятельность | |
3.4.5. Конструктивная деятельность | |
3.4.6. Театрализованная деятельность. 3.4.7.Культурно-досуговая деятельность | |
3.5. Физическое развитие | |
3.5.1. Формирование основ здорового образа жизни | |
3.5.2. Развитие представлений о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений | |
3.5.3. Движение и двигательная активность (приобретение двигательного опыта) | |
3.5.4. Физкультура и спорт. 3.5.5.Активный отдых. 3.5.6. Воспитательный компонент физического развития | |
4. Образовательный процесс | 4.1. Поддержка инициативы детей |
4.2. Особенности реализации воспитательного процесса | |
4.3. Игра | |
4.4. Развивающее общение | |
4.5. Образовательные ситуации | |
4.6. Проектно-тематическая деятельность | |
4.7. Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира | |
4.8. Строительство и конструирование | |
4.9. Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
4.10. Использование информационных технологий. 4.11.Структурирование образовательного процесса 4.12. Индивидуализация образовательного процесса. | |
5. Образовательные условия | 5.1. Кадровые условия. |
5.1.1. Профессиональная квалификация педагогов | |
5.1.2. Профессиональное развитие педагогов | |
5.1.3. Совершенствование педагогической работы | |
5.2. Материально-техническое обеспечение | |
5.2.1. Предметно-пространственная среда помещения, доступная воспитанникам группы | |
5.2.2. Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы | |
5.3. Информационное обеспечение | |
5.3.1. Учебно-методическое обеспечение | |
5.3.2. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями | |
6. Условия получения дошкольного образования детьми с особыми образовательными потребностями | 6.1. Образование детей с особыми образовательными потребностями |
6.2. Инклюзия в группе | |
6.3. Коррекционно-развивающая работа. 6.4. Работа с детьми-инвалидами 6.5. Консультационная и информационно-просветительская работа 6.6. Педагогические условия воспитания детей с особыми образовательными потребностями | |
7. Взаимодействие с родителями | 7.1. Участие родителей в образовательной деятельности |
7.2. Участие родителей в воспитательном процессе | |
7.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье | |
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход | 8.1. Здоровье и повседневный уход |
8.1.1. Состояние здоровья воспитанников | |
8.1.2. Санитарно-гигиенические условия | |
8.1.3. Гигиена и формирование культурно-гигиенических навыков | |
8.1.4. Усилия по сохранению и укреплению здоровья | |
8.1.5. Качество питания | |
8.1.6. Организация процесса питания | |
8.1.7. Отдых. Релаксация. Сон | |
8.2. Безопасность | |
8.2.1.Безопасность группового помещения | |
8.2.2. Безопасность территории для прогулок на свежем воздух | |
8.2.3. Регулярные действия по обеспечению безопасности в группе | |
9. Управление и развитие | 9.1. Планирование и организация работы в группе |
9.2. Мониторинг, измерения, анализ в группе | |
9.3. Совершенствование образовательной деятельности в группе | |
10. Реализация регионального компонента дошкольного образования | Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования |